
Партией малого и среднего бизнеса Украины была проведена оценка «кредита
недоверия» населения к отечественным финансовым структурам. По результатам был
составлен рейтинг «народного недоверия» банкам, «лидерами» в котором стали
«Надра», ВТБ, Дельта Банк, ОТРбанк, Кредобанк и Правэкс-Банк.
Среди факторов негативного восприятия
банков клиентами было названо много характеристик, основными среди которых
стали:
Коллекторские «наезды» банков. Ни для кого
не секрет, что появившиеся в кризисные годы так называемые «коллекторские»
фирмы ничем не отличаются от своих собратьев-рэкетиров времен 90-х. Как говорят
эксперты, выколачивание долгов чаще всего используют такие банки как ВТБ и
Правэкс-Банк.
Причем эти банки используют такие приемы,
как запугивание, «телефонный терроризм» (причем, не брезгуют защитники
банковских интересов даже угрозами в адрес детей), шантаж, порча имущества и
просто физическая расправа. Правоохранительные органы, как правило, редко чем
могут помочь должнику.
В материалах многих уголовных дел,
открытых по факту «превышения полномочий» коллекторами ВТБ и Правэкс-Банка,
неоднократно фигурируют люди с откровенным криминальным прошлым. Проще говоря,
те, кто уже привлекался ранее за разбой, шантаж и вымогательства. Такое вот
взаимовыгодное сотрудничество криминала и банка.
Финансовые мошенничества. Например,
непрозрачные схемы начисления процентов. При составлении договора на банковские
услуги обговариваются одни условия, а в реальной жизни действуют прямо
противоположные. Особо «прославились» Дельта Банк, Кредобанк и ВТБ банки.
Хорошо, если клиент вовремя обратил внимание на приписки в договоре «мелким
шрифтом», согласно которым он может оказаться в банковской кабале. А то,
случается, деньги в эти банки приходится возвращать уже наследникам
«потерпевшей» стороны.
Неэффективное использование средств,
особенно в период финансового кризиса. Деятельность банков – всегда тайна за
семью печатями. Тем более деятельность, в которой фигурируют сомнительные
операции, прибыль, «вымываемая» через оффшоры, уловки по обману клиентов и
законодательства.
Однако в чем банки себе никогда не
отказывают, так это в баснословно дорогой и абсолютно необоснованной рекламе.
Особенно это касается «Надра» и ВТБ банков. С одной стороны, тяжелое финансовое
положение, необходимость государственной помощи и вмешательства в управление
банком, с другой – цветущие девицы с экранов и бигбордов зазывают размещать
свои вклады в банке-банкроте.
Активная помощь банкам со стороны
государства. С государством у многих банков отношения очень дружеские, чтобы не
сказать больше. И если злоупотребления в бюджетной сфере – предмет
разбирательства прокуратуры, то такие безобидные «шутки», как
добровольно-принудительный перевод государственных служащих на получение
зарплаты в определенный банк, отличаются стабильностью и доходностью. Так,
банки-лидеры рейтинга, которые вчера еще были на грани выживания, сегодня
«подмяли» под себя половину госучреждений Украины.