Если из вас пытаются выбить долги по кредитам коллекторы, смело подавайте в суд на банк, в котором вы позаимствовали деньги. Дело в том, что банк не имеет права раскрывать другим организациям вашу банковскую тайну.
На минувшей неделе министр юстиции Николай Онищук заявил, что деятельность коллекторских фирм, которые по поручению финучреждений занимаются сбором долгов, является незаконной. Услышать такое из уст главного юриста страны коллекторы, конечно, не ожидали, поэтому решили отстаивать свою честь и достоинство в суде. Туда же Минюст рекомендует обращаться и клиентам банков, долги которых отдали в работу коллекторам.
С тех пор как на свете появились должники, нашлись и те, кто сделал возврат долгов делом своей жизни. Самым памятным примером можно считать вышибал с бейсбольными битами начала 90-х. Современные коллекторы хоть внешне и не похожи на рэкетиров, но задачи перед ними стоят такие же — добиться возврата долгов.
Первые коллекторы в независимой Украине начали работать в 2006 году. Поначалу крупные банки создавали собственные коллекторские подразделения. Впоследствии стали появляться независимые компании, специализирующиеся на работе с проблемной задолженностью не только банков, но и страховых компаний, кредитных союзов, муниципальных хозяйств, предприятий малого и среднего бизнеса. Более того, современные коллекторские компании уже не просто занимаются сбором долгов по поручению кредиторов, а сами становятся этими кредиторами, скупая долговые портфели у финучреждений.
По разным подсчетам, сегодня в Украине работают более 15-ти коллекторских компаний, и число их увеличивается — увы, рост невозвратов банковских кредитов прибавил популярности этому бизнесу. Правда, породил еще один вид услуг — антиколлекторский, специалисты которого помогают клиенту грамотно противостоять легальным «рэкетирам».
И весь этот расцветающий бизнес глава Минюста Украины решил пресечь на корню. «Деятельность таких фирм находится вне закона», — заявил Николай Онищук. И доводы привел весьма убедительные. Во-первых, поскольку работают коллекторы в сфере финансовой деятельности, то должны получать лицензию, как другие финучреждения. Однако законодательство Украины деятельность коллекторских фирм не регулирует. Во-вторых, существует проблема доступа к персональной информации о гражданах. Получая от банка право требовать просроченную задолженность, коллекторская фирма или коллектор, по сути, получают доступ к информации о личности заемщика, составе его семьи, имущественном состоянии. «Такую персональную информацию можно собирать, получать и распоряжаться ею лишь тем учреждениям, которые прямо предусмотрены законом. В данном случае банк имеет такое право, но он не может передать его коллекторской фирме». Разве только если должник в письменном виде даст согласие на раскрытие банковской тайны, что маловероятно. Без его согласия сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации Конституция Украины допускает, только если речь идет об интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека (ст. 32). Во всех остальных случаях сбор конфиденциальной информации будет считаться нарушением прав и интересов граждан. А значит, может квалифицироваться как преступление: ст. 182 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, ст. 189 — за вымогательство, ст. 355 — за принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязанностей, поясняет Минюст.
Получается, что нужно либо срочно законодательно урегулировать деятельность коллекторских фирм, либо спешно защищать от них граждан. Минюст избрал второе — уже в ближайшее время он намерен внести предложение о запрете деятельности коллекторских фирм на законодательном уровне.
Впрочем, коллекторы сидеть сложа руки тоже не намерены — в ответ на заявление министра «Независимое коллекторское агентство» распространило информацию, что готовится подать исковое заявление в суд на Минюст о защите чести, достоинства и деловой репутации. «Заявление министра юстиции о намерении инициировать запрет на деятельность коллекторских компаний в связи с отсутствием лицензий лишено правовых оснований, — считает его генеральный директор Кирилл Ципривуз. — В соответствии со ст.9 Закона Украины «О лицензировании» деятельность коллекторов не подлежит лицензированию, а значит, регулируется действующим законодательством Украины, в частности, Гражданским и Хозяйственным кодексами». Поэтому коллекторы намерены в течение месяца подать иск в Киевский окружной административный суд. «Мы и в будущем намерены бороться любыми законными методами с беспределом чиновников, которые своими необдуманными заявлениями и действиями подрывают авторитет и финансовое благополучие публичных компаний, разрушают их бизнес».
Негодование коллекторов понятно, ведь лишить их возможности работать в такое хлебное время, когда банковские невозвраты стремительно растут, — значит уничтожить бизнес. Впрочем, как бы ни рассудила стороны Фемида, пока ситуация складывается не в пользу коллекторов. Поэтому любой банковский должник, к которому обратились коллекторы с требованием рассчитаться с финучреждением, может смело подавать в суд на это финучреждение за то, что оно раскрыло его банковскую тайну, объяснила 1К начальник ГУ юстиции Министерства юстиции Украины в Крыму Елена Федосенко.
Непонятным во всей этой истории осталось только одно: почему Минюст только сейчас обратил внимание на деятельность коллекторов, ведь буквально в преддверии этого банкам дали возможность изымать имущество должников без решения суда. Правда, речь идет об изъятии залогов только у тех неплатежеспособных заемщиков, которые заключили или заключат договоры после вступления в силу новых положений Закона «Об ипотеке», то есть после 14 января 2009 года. А у тех, кто заключил его до этого момента, имущество может быть изъято только по решению суда, так как ст. 58 Конституции гласит, что закон не имеет обратной силы, если он нарушает, усложняет или устанавливает ответственность для граждан Украины, пояснил Николай Онищук.
То есть банкам упростили работу с должниками, а значит, услуги коллекторов могут оказаться невостребованными.