9-го марта вступает в силу новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве» (далее - Закон), а также вносятся изменения в другие законодательные акты относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц). Впервые с 1999 года законодатель комплексно изменяет законодательство об исполнительном производстве, результатом чего должно быть повышение эффективности исполнения решений судов и других исполнительных документов.
В новой редакции Закона существенно сокращен срок на предъявление для исполнения исполнительных документов, выдаваемых судами: если раньше такой срок составлял 3 года, то с 1 марта он сокращен до 1 года. При этом в заключительных и переходных положениях установлено, что исполнительные документы, выданные до вступления в силу Закона, предъявляются к исполнению в сроки, установленные на момент их выдачи.
Движимое имущество, стоимость которого не превышает 150 необлагаемых минимумов (2550 гривен), товары бытового употребления, а также иное движимое имущество (если взыскатель не возражает) будут согласно новой редакции Закона реализовываться на комиссионных условиях. Недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские, речные суда будут, как и ранее, реализовываться на торгах (аукционах). При проведении торгов или комиссионной продаже разрешена повторная уценка до 50% начальной стоимости.
Исполнительный сбор, взимаемый с должников при исполнении решений неимущественного характера увеличен для физических лиц с 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 340 до 680 гривен), а для юридических лиц - с 50 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 850 до 1360 гривен).
Размеры штрафов, которые государственный исполнитель налагает в случае невыполнения решения, обязывающего должника выполнить определенные действия, а также решения о восстановлении на работе также увеличены. С момента вступления в силу новой редакции Закона для физических лиц размер штрафа за такие действия (или, скорее, бездействие) составит от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 гривен), для должностных лиц - от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 до 680 гривен), а для юридических лиц - от 40 до 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 680 до 1020 гривен).
Государственный исполнитель получит право непосредственного доступа к базам данных и реестрам, в том числе электронным, которые содержат информацию о должниках, их имуществе и средствах. Порядок доступа к таким реестрам должно установить Министерство юстиции совместно с соответствующими государственными органами. Учитывая, что в скором времени будет сформирован единый реестр прав собственности на недвижимое имущество, поиск недвижимого имущества должника, предположительно, больше не будет на практике занимать несколько недель. Согласно переходным положениям, до создания условий для непосредственного доступа государственных исполнителей к официальным электронным базам данных и реестров, содержащих информацию о должниках, их имуществе и средствах, органы исполнительной власти, которые обеспечивают ведение таких реестров, подают эту информацию по письменному запросу государственных исполнителей в трехдневный срок с момента его поступления.
Арест будет распространяться, в том числе, на средства на тех банковских счетах, которые будут открыты после вынесения постановления о наложении ареста.
В отличие от предыдущей редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве», подача иска об исключении имущества из описи (которую провел государственный исполнитель) не будет автоматически останавливать исполнительное производство.
Наконец, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», арест на имущество или средства банка, которые находятся на его счетах, арест на средства и другие ценности юридических или физических лиц, которые находятся в банке, будет налагаться не только по решению суда, а и на основании постановления государственного исполнителя.